Топ-100
ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НОВЫЕ ЗНАКОМСТВА
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ОПЫТ
8-800-511-13-41
Отправить заявку
СТАТЬИ

Электронные медкнижки с 1 сентября 2026 года

Когда речь заходит о медицинских книжках, многие вспоминают бесконечные очереди, заполнение десятков бумажных форм и постоянную необходимость держать документы в актуальном состоянии. Но времена меняются — и теперь оформление и хранение медкнижки можно доверить цифровому формату. Электронные медицинские книжки — это не просто тренд, это реальный шаг к упрощению жизни сотрудников и оптимизации работы HR-отдела.

Электронная медицинская книжка (ЭЛМК) — это цифровой аналог бумажного документа, который подтверждает, что сотрудник соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Она оформляется в специальной системе, должна быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника Центра гигиены и эпидемиологии и может быть доступна в личном кабинете сотрудника или интегрирована в систему управления персоналом. 

Министерство здравоохранения продлевает переход на электронные медицинские книжки до 1 сентября 2026 годаЭлектронный документ будет иметь такую же юридическую силу, как и бумажный. Его можно предоставить работодателю при трудоустройстве в сферы, где требуется медицинский осмотр (пищевая промышленность, образование, здравоохранение и др.).

При этом даже после 1 сентября 2026 года бумажные медкнижки не прекратят свое действие. Бумажный формат можно будет использовать до внесения изменений в книжку или окончания срока действия медосмотра.

При необходимости по запросу получить заверенную распечатку с данными из ЭЛМК. Для этого нужно будет подать заявление в санэпиднадзор.

Как оформить электронную медицинскую книжку

Личную медицинскую книжку можно оформить: 

Как оформить электронную медкнижку на Госуслугах

  • Авторизуйтесь в системе и перейдите к услуге.
  • Заполните сведения о местах работы — по желанию
  • Проверьте ваши данные
  • Выберите виды работ для электронной личной медкнижки
  • Выберите регион, в котором пройдёте обучение, и центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора
  • В выбранном центре нужно пройти гигиеническую аттестацию
  • Отправьте заявление
  • Пройдите медицинский осмотр по направлению работодателя в медицинской организации — государственной или частной. Медосмотр платный, стоимость зависит от профессии и медорганизации
  • Пройдите гигиеническое обучение. Обучение платное, стоимость зависит от региона и формата обучения
  • Пройдите гигиеническую аттестацию. Записаться на аттестацию можно в центре гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора или через работодателя (если в организации работают более 10 сотрудников)
В течение 3 рабочих дней после подтверждения прохождения гигиенической аттестации электронная медицинская книжка поступит в раздел «Здоровье» личного кабинета

Как работодателю оформить сотрудника с электронной медкнижкой

Вариант 1. Сотрудник оформляет медкнижку впервые.

  • Подача заявления. Сотрудник подает заявление на получение электронной медкнижки на сайте Госуслуг или в центре гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. Скажите, какие виды работ ему нужно указать в заявлении, так как они должны соответствовать видам работ в направлении на медосмотр.
  • Медосмотр. Работодатель направляет кандидата на медосмотр. После прохождения осмотров и обследований результаты передаются в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Для медосмотра нужно выбирать ту медицинскую организацию, которая формирует медицинские заключения в форме электронного медицинского документа и передает в ЕГИСЗ.
  • Гигиеническая аттестация. Сотрудник проходит аттестацию в дистанционном формате на сайте ИС ГИГТЕСТ.
  • Внесение данных на «Госуслугах». В течение 3 рабочих дней после прохождения гигиенической аттестации электронная медицинская книжка поступит в личный кабинет кандидата на «Госуслугах» (раздел «Здоровье»).


Вариант 2. Сотрудник приходит с готовой медкнижкой

При приеме на работу сотрудника с готовой медкнижкой специалист отдела кадров должен проверить ее подлинность. Это можно сделать вручную в Едином реестре ЛМК и следить за сроками медосмотров.

Работу с сотрудниками может быть автоматизирована при помощи системы Saby.

Saby проверит подлинность медкнижки, но и паспорта, СНИЛС, ИНН, диплома, разрешения на работу, — а также оценит благонадежность кандидата:

  • имеет ли сотрудник статус самозанятого
  • наличие бизнеса
  • сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями нескольких юридических лиц
  • наличие сведений в реестре дисквалифицированных лиц
  • наличие проверок прокуратурой
  • присутствие в списках иноагентов
  • банкротство физлица
  • наличие исполнительных производств
  • наличие дел в арбитражном суде
  • долги по налогам и исполнительным листам
  • присутствие в санкционных списках
  • причастность к экстремизму или терроризму
  • нахождение в розыске
Система запомнит дату окончания медосмотра и покажет ее в списке кадровых событий текущего месяца. Чтобы сотрудники прошли новый медосмотр, можно выдать новое направление прямо из системы.

Электронный документооборот в СБИС

Быстро, просто, без ошибок.

Подключите удаленно по выгодным ценам!

Оставить заявку
Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies